Суть любой жизни в неверии в собственную смерть. Субъективно, любой живущий бессмертен. И мелочи для него самое важное на свете. Реалистичное отношение к жизни и смерти означало, что ты становишься иррациональным. Была какая-то ирония в том, что единственным способом сохранить разум было не обращать внимание на то, что живёшь в сумасшедшем мире, и делать вид, что этот мир разумен.
Эпиграф взят из какой-то книги, которую я прочёл, учась в средних классах средней советской средней школы. Я храню эти строчки с тех пор вместе с собственноручно отлитым из олова талисманом моим знаком зодиака. Я безошибочно быстро откопал эти фетиши в массе барахла, заполняющего верхний ящик моего письменного стола, который не разбирал лет пять.
*
Супруга давно просила меня купить ей книгу «Ярмарка тщеславия», о чём я удачно вспомнил, проходя через турникет супермаркета REAL. С твёрдым намерением неожиданно исполнить эту простую просьбу я пошёл в угол «канцтовары-литература». Никаких консультантов там никогда не бывает, поэтому я честно просмотрел корешки всех стоящих на полках книг и ужаснулся количеством новых писателей, особенно меня умилило наличие произведений Трахтенберга и Бочинского/Стилавина. В результате «Ярмарку» я, конечно, не обнаружил, но принял ответственное решение ознакомится с «Редкими землями» Аксёнова, «Сексом по SMS» и ДУХLESS?ом.
С чувством гордости за свои успехи я пополнил тележку кусочком сыра «бри» и пакетом белого сухого испанского вина. Вечер обещал быть удачным. Но, придя домой, я поимел пару неприятных телефонных разговоров, после которых тупо просидел в сети до двух часов ночи, запивая информационный шум вином и закусывая сыром. Лёг спать прилично поддатый, но вернув себе благоприятное расположение духа.
Утром, собираясь на работу, я с радостью вспомнил о вчерашних пополнениях моей библиотеки и наугад взял и положил в портфель одну из книг ДУХLESS, поймав себя на мысли, что уже давно не читал в метро, считая это дурным тоном. Следует ли упоминать, что и за рулём я тоже не читаю? А учитывая ежедневную рутину, времени на чтение в последние годы почти нет, так что читаю я очень мало, в основном с экрана монитора. Улыбаясь, я вышел в утро.
Открыв книгу, я обнаруживаю, что почти попадаю в группу тех, кому она адресована поколение 1970-1976 годов рождения, и герой мой ровесник. Но я отказываюсь ассоциировать героя с его автором по причинам, описанным в одной из моих статей, написанной не известно для кого и опубликованной на моём сайте имени себя же, который никто не читает, а случайно попавшие на него из поисковиков посетители в панике (читай без эмоций) покидают его после просмотра двух-трёх страниц, о чём свидетельствует неумолимая статистика. А я а что я? Я храню в себе уверенность, что это лучше, чем писать «в стол» и что 10 долларов в месяц за хостинг не те деньги, из-за которых нужно лишать себя удовольствия иногда дарить случайным знакомым визитную карточку сайта, носящего мою фамилию.
Также, я не готов поставить себя на место героя, так как никогда не был ни богат, ни разнуздан как он. И что самое главное я никогда не хотел быть таким. Так что читаю спокойно, развлекаюсь.
Двигаясь от страницы к странице, в моей голове начинают возникать воспоминания и параллели с описанными событиями. Я отлично помню закрытую вечеринку в клубе First, состоявшуюся буквально через несколько дней после его открытия и посвящённую дню рождения моего приятеля, на которую меня и мою будущую супругу пригласил сам именинник.
Тогда я откровенно не понимал, почему на меня так завистливо косятся люди у барной стойки, когда я выходил из зала VIP в общий. Я не понимал, почему все так часто бегают в туалет, и относил это на количество выпитого или цистит. Ещё больше завидовали гости пригласившему их хозяину праздника. Зависть сквозила во взглядах, в поздравлениях, в восторженных оценках таланта какого-то знаменитого французского повара, который специально для нас приготовил нечто особенное. Действительно, мне было очень вкусно и весело.
Оторвав взгляд от книги, я вижу, что больше половины окружающих тоже читают, кто газету, кто бульварный роман. Я чувствую себя неотъемлемой частью толпы, мы не можем друг без друга, толпа без меня, я без неё. Я чувствую себя настоящим ПАССАЖИРОМ. Но не общественного транспорта, а некоего корабля, который медленно плывёт то ли по океану, то ли по луже, ведомый невидимым капитаном в белом кителе и с трубкой под усами. И куда бы ты не перемещался по этому пароходу,- на палубу или в кафе-бар или даже в собственную каюту, ты не решаешь, куда двигаться судну и не знаешь, в каком порту оно пристанет в следующий раз. Это знает только капитан. Так приятно не знать, не решать, не отвечать правда? Я улыбаюсь толпе, толпа не реагирует, но понимает мою улыбку.
Я неуклюже записываю в ежедневник название группы, упомянутой в книге «Costes», я не знаю кто они, но обязательно скачаю из Интернета их альбом, который наверняка окажется вариацией на тему «умц-бумц», которую я не люблю, но оставлю его на винчестере вместе с прочей музыкой, которую никогда не слушаю.
Книга написана легко, с претензией на откровение, но я не верю, я не верю в искренность написанного, слишком уж она подчёркнута, эта непосредственная искренность, даже в подзаголовке: «повесть о ненастоящем человеке».
Реальные истории из нереальной жизни описаны иронично, но не смешно, а, скорее, задумчиво. Мне это нравится и подкупает.
Я даже вспомнил историю, как на одном важном собрании секретарша умудрилась залить заказанный САМЫМ ГЛАВНЫМ БОССОМ чай не кипятком, а холодной водой, и подать ему. Я не знаю, уволили её или нет, но реакция присутствующей шелупони была точь-в-точь такая же, как описано в книге.
Я узнал себя в КСП?шниках, так как будучи студентом, пару раз выезжал на «слёты» танцевальной студии, в которой тогда занимался бальными танцами. Мы там отлично проводили время ночами пили сваренный в эмалированном ведре на костре «глинтвейн», пели под гитару собственные песни, а днём пили много плохой водки и всегда разговаривали смеялись, разговаривали смеялись, разговаривали смеялись нам всем было очень хорошо. Моя партнёрша по танцам уже несколько лет живёт через дорогу, мы давно собирались встретиться, познакомить друг друга со своими супругами и детьми, но встретились случайно, в парикмахерской упс простите в «салоне красоты», за пять минут рассказали друг другу все свои новости и договорились, что обязательно всё-таки соберёмся встретиться.
Мне было забавно увидеть себя на встрече сетевых литераторов. Я крайне редко бываю на подобных мероприятиях, но их дух всегда одинаков и весьма точно передан в книге.
Так же мне было приятно заметить, что описания «тусовки» и «тусовщиков» очень сильно перекликаются с моим стихом, посвящённым этому явлению современности. (Сам себя не похвалишь все ругать будут, проверено.)
Единственным неожиданным для меня поворотом событий оказалось то, что герой не попал под чары гомосексуалиста, а избил его. Я ожидал другой развязки этого эпизода, более подходящего, на мой взгляд, для общего настроения повествования.
Очень хорошо, что герой не прыгнул с моста это было бы слишком пошло.
Дочитав книгу до финала, я отмечаю про себя, что совсем не жалею о потраченном времени, что теперь понимаю, почему она наделала столько шума, столько обсуждалась и породила такое дикое количество собственных клонов. А ещё, думаю я, было бы лучше, если бы автор написал её не от первого лица, а во всём произведении заменил «я» на «ты». И ещё я мог бы написать книгу с названием ДУХFULL, в которой переиначил бы содержание так, что депрессии героя превратились бы в позитив, не нарушая при этом сюжетной линии и манеры повествования ДУХLESS но я не буду этого делать, потому что красть грешно.
В целом, осталось приятное ощущение, теплое и мягкое, от того что это не про меня и «мне туда не надо», что так удачно перекликается с финалом упоминавшегося выше стиха.
Так что мне не пришлось долго думать над тем, что написать о прочитанном.